Речевые карты


Следует сразу разграничить два вида документов, которые по ошибке очень часто формируют в один общий документ под названием "Речевая карта".
Это документы:

  1. Речевая карта
  2. Протокол обследования речи

Речевая карта представляет собой бланк с указанием состояния различных сторон речевого развития: фонетической, фонематической, лексической, грамматической, интонационной и связной речи. В речевой карте также содержится контактная информация, данные о возрасте, перинатальном и раннем физиологическом развитии ребёнка. В речевой карте школьника также имеется раздел "Осмотры врачей-специалистов", куда вносятся данные из медицинской карты ученика (по результатам плановых диспансеризаций). В этом же разделе следует указать заключение логопеда поликлиники, в которой ребёнок проходил диспансеризацию (если оно имеется). Для заключения школьного логопеда в речевой карте есть отдельный раздел в конце документа.
В разделах по речевому развитию следует указать наличие/отсутствие нарушения по конкретному параметру (например: звук С - искажение, звук Р - пропуск, фонематическое восприятие - нарушено/сохранно, наличие аграмматизмов +/-, моторные функции речевого аппарата - норма и т.д.)
Последним пунктом речевой карты выступает Логопедическое заключение (по результатам обследования школьного логопеда). Здесь указывается заключение по Психолого-педагогической классификации речевых нарушений (по Р.Е. Левиной) и дальнейшие отметки об учёте ученика: выпущен с логопедического пункта после первого/второго/третьего года обучения или оставлен для продолжения занятий.

В речевой карте не следует указывать речевой материал для логопедического обследования и приводить примеры ошибочных ответов детей во время логопедического обследования. Эта информация отображается в Протоколе обследования речи.
В Протоколе обследования речи должны быть указаны:

  • дата обследования;
  • по желанию могут быть приведены: речевой материал, используемый во время обследования, и ответы детей на обследовании;
  • стороны речевого развития, в которых обнаружено нарушение (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь, интонационное оформление);
  • логопедическое заключение по результатам обследования (по психолого-педагогической классификации речевых нарушений).

И у Речевой карты, и у Протокола обследования для школьного логопункта не существует утверждённой формы. Каждый логопед может самостоятельно составить для себя эти документы. Единственное требование к Речевой карте - соответствие разделов карты тексту Письма Минобразования от 14.12.2000 № 2.

Скачать примерную речевую карту (школьный вариант)
Скачать Письмо Минобразования от 14.12.2000 № 2

Для детей дошкольного возраста существуют утверждённые Департаментом образования речевые карты, разработанные Ольгой Александровной Безруковой.

Скачать речевую карту для детей младшего дошкольного возраста (форма 01)
Скачать речевую карту для детей среднего и старшего дошкольного возраста (форма 02)

Для организованного сбора анкетных данных и данных анамнеза целесообразно дать на дом родителям обследуемого бланк индивидуальной карточки ребёнка - из такого документа очень удобно переносить информацию в речевую карту обследуемого.