Планирование работы учителя-логопеда

Планирование работы учителя-логопеда строится по нескольким системам:

  1. Общий план методической работы на учебный год

  2. Тематический общий план на учебный год (для всех групп)

  3. Перспективный план работы на учебный год (для каждой группы)

  4. Поурочное планирование работы (для каждой группы учащихся)

  5. Поурочное планирование по коррекции нарушений звукопроизношения (звуки [С-З-С’-З’-Ш-Ж-Щ-Ч-Л-Л’-Р-Р’])

  6. Конспекты или подробные планы занятий

 

 
1. Годовой план учителя-логопеда
Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен, и может выглядеть следующим образом.

 
Годовой план работы учителя-логопеда
Иванушкиной Марфы Васильевны
на 2014 / 2015 уч. год
  1. Обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов с 1 сентября по 15 сентября
  2. Комплектование групп с 15 сентября по 20 сентября
  3. Составление расписания с 21 сентября по 22 сентября
  4. Намечено посетить 15 уроков в 10 классах; сделать 5 сообщений и выступлений на методических объединениях на темы: (список)
  5. Участвовать в пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей; проводить беседы, лекции, выступления на родительских собраниях на темы: (список)
  6. Посещать мероприятия по повышению квалификации:
    • лекции (указать название, место и время проведения)
    • курсы (указать название, место и время проведения)
    • методические объединения (указать название, место и время проведения)
    • конференции (указать название, место и время проведения)
  7. Оснастить кабинет дидактическим материалом и пособиями: (список)

«____» мая 20___ г. Логопед  подпись /Иванушкина М.В./

2. Тематический план 

Тематический план (План взят из книги "Логопедия в школе: практический опыт". Под ред. В.С. Кукушина) отражает обязательные к усвоению детьми позиции по основным грамматическим темам.

3. Перспективный план

Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Пример составления Перспективного плана работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах из пособия О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской "Организация логопедической работы в школе"

4. Поурочное планирование (КТП - календарно-тематическое планирование)

Поурочные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану.

 
№ п/п Дата проведения Тема занятия
     

 

5. Для организации занятий по коррекции нарушений звукопроизношения так же необходимо составлять планы логопедической работы для каждого нарушенного звука. В качестве образца рекомендуем пособие Ольги Коротковой "Планирование логопедической работы при коррекции звукопроизношения" (звуки [С-З-С’-З’-Ш-Ж-Щ-Ч-Л-Л’-Р-Р’]).

 

6. Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять конспекты или подробные планы занятий, в которых указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

 

Для подготовки раздела были использованы материалы книги Организация логопедической работы в школе. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская (скачать книгу)